ФЭНДОМ

«Щелкунчик» — музыкальный рисованный мультипликационный фильм 1973 года режиссёра Бориса Степанцева по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана и балета Петра Чайковского.

Сюжет

Всё начинается с того, что несколько мышей кого-то ищут. В результате находят Щелкунчика.

Утром в зале устраивается праздник, на котором веселятся богатые дети в карнавальных костюмах. За ними следит девочка-уборщица Мари (её имя не называется). И вот дети срывают с ёлки игрушки, и один мальчик берёт Щелкунчика. Он колит им орехи, но никак не может расколоть последний орех. Он бросает игрушку, т. к. все дети бегут есть торт. Ночью Мари заходит в зал, чтобы убраться. Она начинает танцевать, а метла превращается в кавалера. Но внезапно она видит Щелкунчика. Она подбирает его и вынимает из зубов орех. Тут Щелкунчик оживает и целует девочке руку. Тут он смотрит в окно и видит там своё отражение, отчего пугается. А тем временем за ними следит мышь, которая тут же убегает в норку. А Щелкунчик рассказывает Мари свою историю.

Когда-то давно он был принцем волшебного королевства. В честь его рождения Король устраивает бал. Однако праздник оказывается прерван появлением трёхголовой королевой мышей Мышильдой. Она очень недовольна, что её не пригласили. А ещё она привела своего сына, такого же трёхголового. Мышонок тут же начинает грызть игрушки, но Королю удаётся спасти стульчик (на которой усаживается Мышильда). Мышильда кое-что нашёптывает сынку, и тот преподносит в дар Принцу большую конфету. Но когда Королева разворачивает фантик, оказывается, что он пустой. Принц от этого плачет, а Король начинает хохотать. Оказывается мышонок погрыз его мантию. Король вызывает стражу и приказывает прогнать Мышильду. Но та замораживает стражников и разбивает их. Король пытается напугать её шпагой, но Мышильда просто сгрызает её. Тогда Король открывает дверцу в спинке трона и грозит Мышильде. В подземелье он открывает шкаф, откуда достаёт... Соль, перец и горчицу! Однако мышонок запирает дверь к радости своей матушки. Он начинает приставать к Королеве. Тогда Принц бьёт его саблей, а затем придавливает хвост колыбелькой. Мышонок тут же жалуется матери, и Мышиная королева тут же хочет проклясть Принца. Но тут из сделанной ею дыры вылезает Король. Он поливает её горчицей и сыпет перец, отчего Мышильда чихает и взрывается. Её искрящийся хвост падает в колыбельку и превращает Принца в Щелкунчика. Королева падает в обморок, Король её подхватывает, и всё королевство замирает. А мышонок вылезает из укрытия, подбирает корону матери и убегает. При этом он клянётся отомстить.

После рассказа Щелкунчик замечает, что при нём нет сабли. Внезапно в углу начинается шевеление. Из норы появляется целая армия мышей во главе с Мышиным королём, сыном Мышильды. Он пришёл за Щелкунчиком, чтобы отомстить за смерть матери. Мари прячет Щелкунчика на ёлке. Мыши пытаются залезть на девочку, но она их сталкивает. Тогда Мышиный король её уменьшает и берёт в плен. Щелкунчик собирает армию из ёлочных игрушек. Начинается битва - игрушки выстреливают из пушки, но это не останавливает наступление. Тогда белочки сыплют на вентилятор конфетки, которые сбивают мышей. Затем слоны начинают обстрел из хлопушек, а Щелкунчик отбивает Мари. Король собирается применить магию, но его засыпает конфетти. Куклы празднуют победу, но Король откапывается. Своими чарами он возвращает игрушки на ёлку, а затем восстанавливает свою армию. Мыши ловят Щелкунчика, но он успевает посадить Марию на ёлку. Его приводят Королю. Его правая голова советует казнить Щелкунчика, на что центральная кивает. Орудуя хвостом как хлыстом, он уничтожает его саблю, а затем делает на нём зарубку. Затем Король поднимает хвост для решающего удара, но Мари бросает в него свой башмак. Он сбивает корону, а когда она на него падает, то просто рассыпается (это доказывает, насколько сильна любовь - ведь башмак был брошен с любовью). Чары исчезают, а сам Король лопается. За ним следует всё его войско. А башмачок превращается в золотую туфельку. Когда Щелкунчик его подбирает, то чары спадают, и он становится Принцем. Он одевает его на ножку Мари, и она сама становиться принцессой. Вместе они перемещаются в королевство Принца. Оно оттаивает, и все просыпаются. На радостях все начинают танцевать. А утром в зале у ёлки находят два деревянных башмака и остатки Щелкунчика. Это показывает, что чудо было на самом деле.

Персонажи

Щелкунчик - принц волшебного королевства. В день его рождения во дворец явилась Королева Мышей, впоследствии превратившая его в Щелкунчика. Очень добр, смел и отважен.

Мари - истинное имя в мультфильме не произноситься. Очень добрая и любящая девочка. Полюбила Щелкунчика и спасла его своей любовью, уничтожив корону Мышиного Короля.

Мышильда - злая королева мышей. Владеет волшебной короной, благодаря которой способна колдовать. Безмерно любит своего сына за вредность. Погибла, когда Король полил её горчицей и посыпал перцем.

Мышиный Король - сын Мышильды, такой же злой и жестокий. После смерти матери завладел волшебной короной и собрал войско. Мечтал уничтожить Щелкунчика. Погиб, когда корона разбилась о башмачок.

Король и Королева - родители Принца и правители волшебного королевства. Очень любят своего сына и были безмерно рады его возвращению.

Отличия

Мультфильм во многом отличается от книги. Это сделано, чтобы зритель всё лучше понимал.

  • В мультфильме Мари (девочка-служанка) либо сирота, либо происходит из низших слоёв населения.
  • В мультфильме нет родителей девочки, её брата и крёстного.
  • В мультфильме у Мышильды и её сына три головы и одна корона. В книге у Мышиного короля было семь голов и корон.
  • В фильме Мышиная королева взрывается, и её хвост обращает принца в Щелкунчика. В книге она была раздавлена и заколдовала Дроссельмейера-младшего укусом.
  • В отличие от книги, в фильме главная героиня не получает травмы.
  • В сражении не принимают участия куклы главной героини.

Галерея